SNCF первой в мире создало одну из самых эффективных, комфортабельных и удобных для пассажиров железнодорожных сетей. Проводники во Франции всегда вежливы и готовы помочь, а поезда (по большей части быстрые, чистые и следующие один за другим) продолжают, несмотря на закрытие многих сельских линий, обслуживать большую часть страны. Информацию о поездах во Франции можно получить по телефону.
Особенно гордится французская компания скоростными поездами TGV (trains ? garnde vitesse), чья скорость достигает 300 км/ч, и дочерней фирмой «Eurostar». Все пути Франции постоянно развивающейся системы сходятся в Париже, откуда главная линия ведет на северо-восток, в Лилль, а две другие магистрали на юг: одна в восточную часть страны, к Марселю и Средиземному морю, другая — на запад, к Бордо и границе с Испанией. Ответвления железной дороги обслуживают Бретань и Нормандию, Альпы, Пиренеи и горы Юра. Единственная разница в цене билета на TGV по сравнению с другими поездами: необходимость заплатить за заказ места (это включено в стоимость билета) и надбавку, в случае, если поезд отходит в час пик (p?riode de pointe) — обычно: пт., вс., пн. и праздники.
Легче всего приобрести билеты в кассе, но в случае длинных очередей или наличия языкового барьера можно воспользоваться французскими компьютерными терминалами, нажимая кнопки на экране: они есть на большинстве вокзалов Франции, с меню на английском (там удобно сравнивать часы отхода поездов и стоимость билетов). Все билеты (но не проездные) во Франции нужно пробивать в оранжевых компостерах у входа на платформу. Если вы не послушаетесь указания: «Пробейте свой билет» (Compostez votre billet), это считается нарушением порядка. Перерыв между поездками по одному билету может составлять до суток, пока этот билет действителен (обычно до 2 месяцев): если вы планируете более долгие остановки в пути, скажите об этом кассиру.
За дополнительные 14 € на ночном французском поезде можно купить себе постель — это стоит сделать, если вам предстоит длительная поездка и вы не хотите терять день на то, чтобы прийти в себя после бессонной ночи. На вокзалах побольше есть камеры хранения с контролером, где часы хранения обычно ограничены (они называются «consignes»). Местные расписания и брошюрки, посвященные отдельным маршрутам, можно бесплатно получить на вокзале Франции. Под обозначением «автокар» (обычно сокращается до «саг») вверху колонки подразумевается автобус SNCF, на котором принимаются билеты и проездные на поезд.
В красной книжке под названием «Thomas Cook European Timetables» (продается в отделениях Thomas Cook) приведены расписания 50 000 поездов по всей Европе, а также часы прибытия-отбытия 200 паромов и автобусов, связанных с железными дорогами. Существует ряд скидок в часы средней загруженности поездов (нормальные («белые») часы — p?riode normale (blanche)). Еще дешевле путешествовать в часы наименьшей загруженности, известные как «синие» часы (p?riode bleue). На вокзалах (gares) SNCF можно получить брошюры с расписаниями, в которых обозначены «белые» и «синие» часы.
Любые два человека, путешествующие вместе, или небольшая группа до девяти человек (супруги, друзья, семья и т. п.) получают 25%-ную скидку на обратный билет на TGV (если есть такая возможность) или на любой другой поезд Франции, если они уезжают в «синие» часы (такие билеты называются D?couverte ? Deux). Ту же скидку получают группы до 4 человек, путешествующие по Франции с ребенком до 12 лет (D?couverte Enfant Plus), молодые люди до 26 лет (D?couverte 12-25), те, кто старше 60 лет (D?couverte S?nior), и любой другой пассажир, заказывающий обратный билет, на расстояние, превышающее 200 км, если отъезд приходится в ночь на субботу (D?couverte S?jour).
Кроме регулярных маршрутов имеются железнодорожные линии, рассчитанные на обслуживание туристов. Обычно они не являются частью SNCF и там не действуют обычные проездные (хотя на некоторых владельцам проездных предлагаются скидки). Два самых популярных: великолепный «Train Jaune», поднимающийся по извилистым дорогам на склонах Пиреней, и поезд ATM, следующий в глубину Нарбона.